Не покупай книги!
Пока не сравнишь цены на Книгочее!
Поиск книг в 8 интернет-магазинах.
knigochei.ru
Уроки рисунка в центре Москвы
Профессиональный подход. Графика и живопись. Уроки для детей и взрослых.
www.siberia-art-studio.com
Разместите рекламу на vanGogh.ru!
Посетители одного из старейших
арт-сайтов обязательно зайдут к вам.
vangogh.ru


Ван Гог. Интернет портал художников и меценатов - продажа картин
Новые постановки
12.04.17 - Рина Соловьева
11.01.17 - Ольга Горшкова
Наши публикации
Илья Трофимов  Камасутра для некрофилов
Рассылка  Картины русских художников
VANGOGH.RU Интернет портал художников и меценатов
Форум | Галерея | Блокнот | Азбука | Книги | Ван Гог

Художественные школы | ВУЗы | Книги и пособия

Ю. Аксенов, М. Левидов
ЦВЕТ И ЛИНИЯ

Практическое руководство по рисунку и живописи



Девятый урок

Живопись и рисунок

В предыдущих уроках мы ставили перед вами конкретные изобразительно-живописные задачи. Это в какой-то степени определяло и ваш выбор натуры.

Теперь предлагаем вам поработать более самостоятельно. Пищите с натуры, по памяти или по воображению все, что вам нравится, что представляется значительным, интересным. В своих работах стремитесь сохранить живое впечатление и собственное представление о натуре (или воображаемом сюжете).

Мы с вами беседовали о некоторых важнейших законах процесса живописи.

Выбор натуры определяется индивидуальным отношением художника к тому, что его окружает. О своих переживаниях живописец рассказывает языком цвета. Поэтому естественно, что натурный сюжет должен связываться с представлением о его выразительном решении именно живописными средствами. Если художник предполагает выполнить работу по памяти или по воображению, то и здесь необходимо исходить из возможности раскрыть содержание темы живописными средствами.

Художник, видя многое, всегда решает для себя труднейшую задачу самоограничения. Самоограничение — это сосредоточенность художника, когда все внимание, вся сила зрения и мысли собираются, как в фокусе, на самом существенном для творческих целей.

Композиционное решение этюда определяет характер всего изображения в целом. Об этом нельзя забывать. Работа всегда проигрывает, если художник не придает должного значения ее композиционной завязке. Предварительные наброски, эскизы помогают своей наглядностью найти наиболее выразительную композицию будущего этюда или картины.

Цветовые соотношения этюда или картины. Работа над цветовыми соотношениями заключается не в механическом перенесении натуры на холст, а в поисках сочетаний цветовых тонов, которые в общей совокупности создадут необходимое впечатление формы, освещения и пространства. И конечно, в решение цветовых соотношений настоящий художник всегда вкладывает свое чувство образа того, что он изображает. С этим также связано стремление художника подчинить цветовые сочетания общему колориту работы. Художник свободен, например, усилить общую яркость цвета, или, наоборот, предпочесть более сдержанную гамму, сделать преобладающими теплые или холодные тона, светлые или темные, писать небольшими мазками, передавая тончайшие оттенки оттенки цвета, или придерживаться широкой, обобщенной манеры письма и т. д.

Многие начинающие художники не совсем верно понимают, что считать законченной работой, часто путают понятия законченности и детальной выписанности.

Законченность произведения — это его убедительность! Этюд, написанный без подробностей, но образно по цвету, будет восприниматься как законченная работа; а детальное изображение, наоборот, может казаться не законченным, если оно распадается на части, не связанные друг с другом. Можно доводить свою работу, если это входит в ваш замысел, до любой степени детализации, но не забывайте все время проверять, не разрушаете ли вы целостности впечатления отдельными подробностями. Изучая картины и рисунки разных мастеров живописи, вы убедитесь, что впечатление завершенности не зависит от степени выписанности всех подробностей изображения. Талант художника заключается в умении выразить то, что его захватило, в целостном единстве.

Вернитесь к рисункам Милле. Какой сплав изобразительных средств! Точная и крепкая композиция, исключительно пластичная связь форм в общем силуэте, по-особому мягкая и округлая лепка объемов, острая характеристика человека в его неповторимо индивидуальном движении, действии, поведении, продиктованном настроением, переживанием, всем душевным строем.

работами советского художника из Латвии Б. Берзиньша Пейзаж

Присмотритесь к тому, как обобщает художник формы и как приемы его рисунка созвучны необычайной монументальности образов простых тружеников. Мастер вложил в каждый рисунок свое глубокое и доподлинное знание жизни, показал, с каким внутренним достоинством несут крестьяне бремя забот о каждом куске хлеба, о вязанке хвороста, о поле, требующем неустанного труда.

Познакомьтесь теперь с работами советского художника из Латвии Б. Берзиньша («Пейзаж», «В бане»). У него свой почерк и современное мировосприятие, он рисует крестьян нашего времени. Художник находит значительное в повседневном, отражая полноту жизни, восхищаясь сильным, красивым телом, умением народа отдаваться радости, веселью, а трудиться так, — не покладая рук, истово и споро.

работами советского художника из Латвии Б. Берзиньша В бане

Своей предельной обобщенностью, плотностью, весомостью, доведенной до скульптурной рельефности и упругости, рисунки Б. Берзиньша напоминают работы Брейгеля, Милле. Характерно и построение композиции, как бы замкнутой «в себе», уравновешенной, словно увиденной часто с птичьего полета. В его рисунках нет зрительного центра, все работает на образ, но и нет ничего лишнего или докучливого, мелочного.

В. Владыкин на рыбацких сейнерах Богатый улов

Упругая и сильная линия завершает работу полутонов, чеканя форму или очерчивая движение, подчеркивая рельеф, пластичность холмов. Она же вписывает фигуры людей в этот общий плавный, эпический ритм жизни природы, раскрывая монументальное сочетание форм в ландшафте и потоков света.

Свои сюжеты нашел В. Владыкин на рыбацких сейнерах («Богатый улов»). Упорство в творчестве, раздумья о сделанном передает рисунок О. Абрамовой «В мастерской художника», а С. Кудрявцев переносит нас в мир беззаботного детства, раскрывая его как образ вселенского счастья и ничем не омраченной радости благодаря оригинальной композиции и тонкости полутонов и легких линий. Сюжет рисунка «Качели» поражает своей незатейливостью, и только умение художника увидеть и раскрыть в нем широкое обобщение разнообразных представлений и переживаний светлой поры детства придало работе значительность законченного произведения графики. И каждому из показанных вам рисунков свойственно стремление к обобщенности, к использованию неисчерпаемых средств графики для того, чтобы в обыкновенном раскрыть необычное и всеобщее.

рисунок О. Абрамовой В мастерской художника

Станете ли вы писать и рисовать пейзажи родной природы, портреты близких или знакомых, людей за различными занятиями (на природе или в комнате), предметы — это по вашему усмотрению, главное — искренность чувств и упорство в трудных поисках изобразительных средств для каждой работы.

Имея уже некоторый опыт работы и зная задачи не только этюдов, но и рисунков, вы и сами должны уже понимать справедливость сказанного. Наиболее удачными вашими рисунками стали те, которые сделаны в упоении замыслом и с неподдельной искренностью, на едином, как говорится, дыхании.





Вы знаете теперь о значении четко поставленной изобразительной задачи в выражении характера натуры, выразительном построении композиции.

С. Кудрявцев Качели

Сказанное выше о выборе натуры и ее наблюдении, об определении главного, самого существенного, направляющего поиск изобразительных средств, в равной мере относится и к рисункам. Особенно четко надо продумывать свою позицию, свое отношение к действительности и конкретной натуре, приковавшей ваше внимание, когда собираетесь рисовать самостоятельно, без подсказки изобразительной задачи с нашей стороны.

Однако в работе над рисунком есть и некоторые особенности, которые вносят в решение названных задач определенную, свойственную только языку графики направленность. Мы имеем в виду то что называют условностью графических средств (с каждым разом становится и вам это яснее).

В натуре нет как таковых линий, свет порождает цвет, а не просто градации темного и светлого тона. Прав художник, говоривший, что «человеческое тело не заканчивается линиями…», и даже утверждавший, что «строго говоря, рисунка не существует! В природе, где все выпукло, нет линий: только моделированием создается рисунок…»

Рисуя, вы сознательно сосредоточивали свое внимание на форме, ее пластике и игре света и тени, выражая свои впечатления средствами графики: линией, тоном, пятном. Но в рисунке важно еще и то, каким материалом нанесены эти линии и пятна на лист бумаги, выполнена ли работа карандашом, углем, тушью, пером или кистью. Сделайте рисунки одного и того же мотива разными из известных вам материалами, и вы убедитесь, что тот же, например, пейзаж приобретает нечто новое в своей характеристике, так как определенные свойства материалов натолкнут вас не только на разные приемы работы, но и на различное восприятие самой натуры. Работая пером, вы скорее обратите внимание на линейную структуру формы, а уголь подскажет более живописное решение рисунка. Конечно, не обязательно именно так отразится выбор материала на решении ваших работ. Многое зависит и от отношения художника к этим материалам, его знания и понимания заложенных в них возможностей, открытия не известных еще никому свойств того же, скажем, угля или карандаша. Многое определяется темпераментом художника, его интересами, вкусом. Ведь рисунок — это зеркало души автора.

Если вы встретитесь с трудностями, не отчаивайтесь и не падайте духом, впереди у вас еще годы учебы, увлекательных поисков и неожиданных открытий, которые станут праздниками в творчестве. Начало занятий — всего лишь первая и небольшая ступенька на этом пути.

И в заключение нам хотелось бы привести слова напутствия, которыми завершила свои беседы с учениками А. Голубкина: «Вы не должны слепо подчиняться запискам. Но если, работая, вы увидите подтверждение сказанного мною, то возьмите это в ваш художественный опыт. Когда вам рассказывают дорогу куда-нибудь, то нередко бывает, что все эти тропинки, станции и прочее перемешиваются в памяти; страшно становится такой сложности. На самом деле все это проще. Идите сами, и когда вы пойдете, то по дороге увидите указанные вам приметы и в этом увидите подтверждение правильности вашего пути. Может быть, вы где-нибудь сократите эту тропинку, может быть, сделаете интересный крюк. В добрый час! Надо спокойнее отнестись к этим требованиям — они не самое важное. Все придет в свое время. Работайте больше любуясь, чем заботясь. Главное и лучшее — впереди, изучение же — только для того, чтобы овладеть своими силами, и из этого многое придется выбросить так же, как выбрасываются учебники.

Еще раз повторяю: отнеситесь легче ко всему этому изучению, не оно главное, и если у вас будет крепкое убеждение сделать что-нибудь иначе, по-своему,- делайте: вы правы. Но вы правы будете только в том случае, если вы действительно искренне так думаете и чувствуете. Только тогда это будет настоящая правда, которая дороже всего и которая скажется в работе и новым и живым словом«.



  
  Контакты
  © 2001-2004 VanGogh.ru


Donations: