Не покупай книги!
Пока не сравнишь цены на Книгочее!
Поиск книг в 8 интернет-магазинах.
knigochei.ru
Уроки рисунка в центре Москвы
Профессиональный подход. Графика и живопись. Уроки для детей и взрослых.
www.siberia-art-studio.com
Разместите рекламу на vanGogh.ru!
Посетители одного из старейших
арт-сайтов обязательно зайдут к вам.
vangogh.ru


Ван Гог. Интернет портал художников и меценатов - продажа картин
Новые постановки
12.04.17 - Рина Соловьева
11.01.17 - Ольга Горшкова
Наши публикации
Илья Трофимов  Камасутра для некрофилов
Рассылка  Картины русских художников
VANGOGH.RU Интернет портал художников и меценатов
Форум | Галерея | Блокнот | Азбука | Книги | Ван Гог

Художественные школы | ВУЗы | Книги и пособия

Ю. Аксенов, М. Левидов
ЦВЕТ И ЛИНИЯ

Практическое руководство по рисунку и живописи



Третий урок

Живопись

Беседуя со своими учениками, художник Н. Крымов, между прочим, говорил:

«Для того, чтобы стать певцом, прежде всего надо поставить голос, для того, чтобы стать художником, надо прежде всего поставить глаз. Если художник умеет видеть, он сумеет написать все, что угодно, начиная от чайника и кончая сложной картиной, в зависимости от его склонности, знаний и способностей».

Что значит научиться видеть цвет? На поверхностный взгляд — это дело нехитрое. Но если говорить о живописи, то это совсем не просто. Наше видение окружающего нас мира не исчерпывается привычным представлением о цвете предметов — вернее, об их окраске. Вспомним: воспринимаем ли мы цвет предметов всегда одинаково, если наблюдаем их в разных реальных условиях?

Освещение и цвет. Приходилось ли вам наблюдать, например, пейзаж из окна вашей комнаты при разном освещении? В солнечный день и в пасмурный, утром, днем, вечером… Наверное, вы заметили, как все преображается, словно по волшебству, хотя за окном те же самые дома и деревья.

А какого цвета снег? Белый — это знают все. Так и говорят: «белее снега!» И все-таки всегда ли мы видим снег белым? Вот как описывает цвет снега в морозный солнечный день Пушкин:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит…

«Великолепными коврами» — эта метафора сразу вызывает представление о целой гамме цветовых тонов, о многоцветье «белого» снега.

Мартовский снег — называется
известная картина И. Грабаря



«Мартовский снег» — называется известная картина И. Грабаря. Посмотрите, она как бы перекликается с пушкинскими строками. С большим живописным темпераментом передает художник яркую игру красок на снегу, освещенном солнцем и уже по-весеннему шершавом. «Я писал с таким увлечением и азартом, — вспоминает Грабарь, — что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары».

В «Записках охотника» И. Тургенева, замечательного колориста, мы находим точные натурные наблюдения относительно влияния освещения на цвет. Зрительные впечатления писателя отчетливы, как у живописца. Он рассказывает, как от зари до позднего вечера бродил с ружьем за плечами. Ранним утром — «зеленой чертой ложится след ваших ног на побелевшей траве»; днем — «кусты раскаляются и словно желтеют на солнце»; вечером — «вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоком жидкого золота». А ближе к ночи — «Вон над черными кустами край неба смутно яснеет… Что это? — пожар? Нет, это всходит луна…» Пар, «теплый на вид», — это точное определение качественного своеобразия цвета. Кусты — то «словно желтеют», то «черные», поляны — то облиты «потоком жидкого золота», то «алые», цветовой образ меняется, и этим передается состояние природы.

Может быть, вам еще не приходилось с кистью в руке изучать видимые преображения цвета в пейзаже, но наблюдать, наверное, приходилось. И не только в пейзаже.

Вот солнечный луч осветил кусок подоконника, попал на стол, яркой полоской загорелся на полу, на стене вашей комнаты. Как он ярок по сравнению с остальным! Посмотрите и сравните кусок пола или стены, куда попал луч, с менее освещенными участками. Конечно, сразу видно — там светлее, а здесь темнее. Продолжая наблюдения, вы увидите, как возникает не только тональный (светлее и темнее), но и цветовой контраст. Цвет на свету, предположим, ваших обоев или пола выглядит иным, чем в тени. Кажется, что там другой цвет. И с этим нельзя не считаться живописцу.

А цвет вашей комнаты и предметов — не меняется ли он при естественном и при электрическом освещении? Многие, и особенно женщины, наверное, прикидывали, выбирая обои, как они будут выглядеть днем и как — вечером.

Освещение открывает нам новые и неожиданные качества в цвете любой натуры… «Стоит человеку высунуть голову в окно, и он уже становится совсем другим, чем был, сидя в комнате; отсюда нелепость этюдов, сделанных в ателье и лишь передающих фальшивый цвет», — записал в своем «Дневнике» Эжен Делакруа. Наблюдая натуру, художник опровергает ложное представление о неизменности так называемого «телесного» тона тела.

Вот что он рассказывает о своих наблюдениях над цветом и освещением: «Из моего окна я вижу обнаженного рабочего, настилавшего паркет в галерее. Сравнивая цвет его тела с известью наружной стены, замечаю, насколько сильно окрашены полутона тела по сравнению с неодушевленными предметами. То же самое наблюдал я третьего дня на площади Сен-Сюль-пис, где какой-то шалун вскарабкался на освещенные солнцем статуи вокруг фонтана: матовый оранжевый цвет в освещенных местах, очень яркий фиолетовый — в тени, и золотистые рефлексы — в теневых местах по соседству с землей. Оранжевый и фиолетовый попеременно преобладали или смешивались. Золотистый тон имел зеленый оттенок…» А полгода спустя снова запись: «…Припомнить эффекты света на шалунах, взобравшихся на статуи фонтана»…

Желание и умение смотреть на все взглядом художника открывает в самых обыкновенных явлениях много нового, относящегося к законам живописи. К этому должен стремиться и каждый начинающий живописец.

Влияние одного цвета на другой. Как сказочно выглядят созревшие красные яблоки в саду на фоне зелени! Сорвите одно, отнесите в комнату и положите его на оранжевую скатерть. Что произошло? Почему яблоко словно погасло, как бы утратив энергию своего цвета? Оранжевый — тоже яркий и близкий к красному цвет. Поэтому и впечатление другое. Зеленый подчеркивал яркость красного, а оранжевый — заглушил.

При взаимодействии одного цвета с другим кажется, что меняется не только степень яркости, но и характер цветового оттенка. Обратите внимание, например, на зеленую ветку на разных фонах. Чем холоднее фон, тем теплее выглядит цвет ветки. И наоборот, на теплом фоне зелень приобретает более холодный цвет. Ветка будет выглядеть по-разному — в комнате, на улице, на фоне синего неба или на желтой стене дома. Можно привести множество подобных примеров. Но мы хотим предоставить вам возможность самостоятельных наблюдений. Постепенно вы научитесь понимать, что говорит один цвет другому. И это составляет важнейшую особенность художественного зрения и вкуса. Даже обыденный опыт свидетельствует о том же. Мы говорим: «этот цвет к лицу», «как красиво подобран букет» и т. п. Значит, наши зрительные впечатления не безразличны к взаимодействию цвета. Именно это и определяет наше отношение к нему, что особенно важно при занятиях живописью.

Воздушно-пространственная среда и цвет. Лес вдали. Кто не видел его то окутанным густой синевой, то серебристым или лиловым, то почти черным? И в любом случае, как не похож он на те же самые деревья, среди которых мы гуляем и собираем грибы. Цвет деревьев меняется, если мы отходим от них на значительное расстояние. Воздушно-пространственная среда вносит изменения в цвет уходящей вдаль дороги, поля — всего, что движется от нашего глаза в глубину. Там, где есть большая перспектива, когда ближний и удаленный планы разделяют значительное пространство, цветовые контрасты более явственны. Гораздо труднее, например, различить этот контраст, когда мы смотрим на передний и удаленный края поверхности стола. Но опыт сравнения помогает нашему глазу уловить и самые тонкие цветовые колебания. Все, что мы видим, любая форма воспринимается нами в связи с пространственной средой, и поэтому она также является тем реальным условием, от которого зависят зрительные впечатления.

Предлагаем вам несколько конкретных заданий.

1. Напишите этюды пейзажа (лучше одного и того же) при разном освещении. Основная задача заключается в том, чтобы передать в каждом этюде определенное состояние освещения — солнце, пасмурно, день, вечер и т. п.

Больше наблюдайте, как характер освещения влияет на цвет. Смотрите, как выглядит при данном освещении, например, цвет стены дома, цвет дерева, цвет дороги, цвет земли. Какая разница по цвету между освещенными участками и теневыми, как меняется цвет от переднего плана к удаленному? Преодолевайте заученное представление о красках пейзажа. П. Чистяков говорил своим ученикам: «Взглянув, сразу не решайте — каков цвет, а окиньте взглядом все в целом, да посравнивайте цвет с цветом». Действительно, если вы не будете забывать постоянно во время работы сравнивать «цвет с цветом», то глаза ваши как бы раскроются заново. Постепенно вы начнете подмечать все более сложные и сложные сочетания цвета.

Работа на палитре с красками также входит в общий творческий процесс живописи. Смешивайте краски вашей палитры — таким образом вы сможете подобрать нужные вам цвета и оттенки.

Рассмотрите свои этюды. Отличаются ли они друг от друга? Писали вы их при разном освещении — значит должны отличаться. А если не удалось, можно и еще поработать: или снова вернуться на натуру и доработать этюд, или сделать это по памяти, или написать заново. Без упорного труда ничего как следует не удается, и в занятиях искусством тоже!

2. Вот несложное упражнение, которое, однако, наглядно покажет вам, как один цвет влияет да другой. Возьмите листы разноцветной бумаги, клей и ножницы. Вырежьте силуэт любого предмета по своему вкусу. Предположим, что это будет картофелина (охристого тона). Наклейте ее на красный фон. Второй силуэт такого же размера, как первый, наклейте на синий фон, затем третий силуэт — на зеленый фон, четвертый — на белый, пятый — на желтый, шестой-на лиловый, седьмой — на серый и т. д. Чем разнообразнее будет цвет фона, тем лучше. Прикрепите все эти работы на стене и посмотрите на них издали. Цвет картофелины покажется не совсем одинаковым: то ярче, то тусклее, то теплее, то холоднее, то мягче, то насыщеннее. И даже размер пятна выглядит не одинаковым на разном фоне, оно как бы расширяется или сжимается.

Вырежьте из бумаги какой-нибудь несложный орнамент и наклеивайте его на разноцветный фон. Возникнут разнородные впечатления: в одном случае это вам понравится, в другом — меньше, а в третьем — вызовет чувство раздражения. Это так и должно быть. Выберите по вашему мнению наилучший вариант. Цветную бумагу советуем приготовить самим, если в магазине выбор ее ограничен. Гуашь или акварельные краски — вполне подходящий для такой цели материал.

3. Теперь напишите несколько этюдов одного и того же натюрморта, но меняйте цвет фона. Чтобы было удобнее, поставьте натюрморт ближе к стене и прикрепляйте к ней разного цвета ткани или бумагу. Много предметов, пожалуй, брать не стоит. Задача — выявить зависимость цвета предметов от фона, на котором они вам видны. Сможете ли вы передать это в своих этюдах? Попробуйте. Действуйте красками смелее.

А если на одинаковом фоне написать разные натюрморты? Советуем вам это сделать. Например, напишите на голубоватом фоне зеленое яблоко. На этом же фоне — красное яблоко. И на этом же фоне — лимон (не обязательно брать именно эти предметы, мы их назвали в качестве примера). Теперь вы увидите, как меняется фон от соседства с предметом того или иного цвета. В каждом этюде постарайтесь решить цвет фона в связи с цветом другого предмета. Во время работы не забывайте сравнивать одно с другим и со всем вместе. Как говорил П. Чистяков, «смотря мимо», «около» того места, цвет которого хотите определить, старайтесь охватить глазом самые разные участки натуры.


ДЛЯ ВАШЕЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

«Мне скажут, что способность видеть врожденна и не от нас зависит. Но я, наверное, знаю, что способность видеть может развиваться до большого проникновения. Многого мы не видим только потому, что не требуем от себя этой способности, не заставляем себя рассматривать и понимать, пожалуй, вернее сказать, не знаем, что можем видеть». Голубкина

«В науке, где требуется фактическая достоверность, принцип: „как кажется природа“, конечно, не имеет такого значения… В живописи же, если на красном фоне серый кружок бумаги кажется зеленоватым, то и изображать его нужно таким». В. Васнецов


РИСУНОК

Что такое лист? Это не просто бумага. Это пространство. Это, если хотите, космос, в котором вот-вот возникнет новая звезда — произведение искусства. Особый мир, какого нет в природе: он создается человеком, творцом, художником. И в нем сталкиваются и отражаются природа и внутренний, душевный мир художника, его жизненный опыт и мастерство. По рисунку можно не только определить то, что на нем изображено, но и узнать автора, кто он такой, что его волнует, что будоражит его ум.

Поэтому организация листа, или компоновка — дело первостепенно важное и непреложное.

Даже беглый набросок надо продуманно вписывать в лист, надо учиться «провидеть» на чистом листе будущий рисунок, как бы воочию его представлять. Но начинающие спешат рисовать, не задумываясь, что же выйдет. Поэтому и получаются в их рисунках казусы. Например, на одном рисунке сосна расположена поперек листа, поэтому характерная устремленность линий дерева вверх пресечена краем его. На другом наброске вокруг деревьев и изображенных за ними домов оставлены огромные поля фона. Пейзаж стал похож на крохотный макетик с игрушечными домиками и хилыми деревцами.

Некоторые из вас и не подозревают, что непродуманная компоновка может так исказить образ натуры.

В рисунке Н. Купреянова Зима в Селище найдены соотношения черных и серых пятен на белом фоне

А вот посмотрите, какую стройность и завершенность приобретают самые незатейливые рисунки, в которых мастерски решена, продуманно построена плоскость листа. В рисунке Н. Купреянова «Зима в Селище» найдены соотношения черных и серых пятен на белом фоне. Черные пятна построек, фигур размеренно чередуются с серыми, образуя плавное полукружие, как бы замыкая тихий дворик, на котором все заняты своими обыденными делами. Но «количество» черного и серого здесь определено так точно, что ощущение белизны свежего, наверное, в ночь выпавшего снега, ощущение той просветленности, которая радует в начале зимы, затишье после снегопада выражены живо, ясно, доходчиво.

Художник А. Никич. Торжественный натюрморт

Рисунок и картина (появившаяся вслед за ним) художника А. Никича тоже свидетельствует о том, как обычная утварь и принадлежности ремесла живописца с помощью продуманной композиции листа превратилась в «Торжественный натюрморт». Взметнувшиеся вверх трижды повторенные вертикали подрамников сразу задали этот мотив. Но в рисунке он прерван горизонталями трехстворчатого зеркала, которое к тому же возвращает взгляд зрителя в пространство мастерской и как бы приглашает его последить за работой художника у мольберта, посмотреть на прислоненные к стене холсты, оглянуться кругом. Рисунок жанровый, описательный. Картине компоновка придает черты монументальности. Здесь нет ничего лишнего, что отвлекало бы от главного мотива вознесенных вверх линий.

В натюрмортах художника И. Обросова все изображено «как в жизни»: на первый взгляд, незаметна и организующая воля художника. Кажется, что он пришел, увидел всю эту утварь и свободно перенес на лист и холст. Но кажущаяся безыскусственность изображения и возникает в результате композиционной организованности листа.

Натюрморт с косой И.Обросова

В рисунке «Натюрморт с косой» И. Обросова все линии направлены по вертикали вверх. Молоток, брусок, банка с водой приготовлены для отбивки косы перед покосом. Лист выдержан в серебристой штриховке, усиленной в главных деталях, — затемнены линии полена, рукояток косы, молотка, что закрепляет конструкцию, графическую основу композиции, ее каркас.

в натюрмортах А. Мордвинова и Н.Щеглова

Наоборот, в натюрмортах А. Мордвинова и Н.Щеглова чувствуется «подчинение» пространства изобразительной плоскости. Особенно это заметно в первом холсте, где вовсе нет горизонтальной поверхности стола. Между тем безукоризненно точно построена именно плоскость холста. Серый прямоугольник, красный прямоугольник, серый круг так продуманно уравновешены, что ни один из них невозможно сместить даже на миллиметр без ущерба для общей слаженности композиции. (Попробуйте это сделать, вырезав из черной и серой бумаги такие же прямоугольники и круг, и подвигайте их на соответствующем формате листа).

Обратите внимание, что ни один рисунок или холст, показанные здесь, не повторяют другой, не являются «стандартными». Вытянутый вверх лист создает совсем иное настроение в композиции, чем квадратный или близкий к квадрату, «спокойный», статичный формат. Так уж привык человек все стремительное, мчащееся, взлетающее чувствовать в удлиненных по горизонтали или по вертикали линиях пространства, остановившееся связывать с представлением о квадрате, а завершенное и совершенное невольно сравнивать с аркой, очертаниями овала, округлости, круга.

Согласовав формат листа с размерами натуры и мотивом, заключенным в ней, характером линий и форм, движения (или покоя), ищите на листе соответствующую этим представлениям структуру компоновки, стройте лист как целостное сочетание основных пятен — черных и светлых, серых разной градации, но без каких-либо подробностей, обобщенно.

Когда М. Греков искал композицию своей знаменитой «Тачанки», он рисовал только треугольник, только общую массу. И лишь отыскав место этому треугольнику, определив его расположение, которое уже выражало бешеную скачку коней, художник перешел к прорисовке ее элементов, фигур. И делал это, конечно, в пределах найденного треугольника, после общего решения плоскости картины.

Композицию любой картины, здесь репродуцированной, вы тоже можете «привести» к комбинации простейших фигур, увидеть решение плоскости холста как бы в «значке» компоновки, в ее «формуле», основе. (Наложите кальку и заштрихуйте силуэты изображенных фигур и предметов.)

Важно также найти связи предметов или фигур в общем силуэте группы.

Зарисуйте высокое дерево или крупное комнатное растение на светлом фоне. Листы бумаги берите разного формата. Выполняйте работы очень общо, тушью или черной акварелью.

Можете затем вырезать из черной бумаги силуэты деревьев в форме, близкой к треугольнику или шару на стволике, и, передвигая эти силуэты по белому листу, найдите и выклейте компоновку пейзажа. Это будет уже декоративное решение основы композиции.

Поставьте натюрморт из трех-четырех предметов близко к столу. Сядьте так, чтобы плоскость стола виднелась в виде узкой полоски, а натюрморт с разными по высоте предметами смотрелся единым красивым силуэтом.

Нарисуйте натюрморт тушью, акварелью или карандашом общо. Формат выбирайте в соответствии с «габаритами» постановки.

Сделав постановку, подсказавшую, допустим, удлиненный по горизонтали лист, затем найдите натуру, которую выгоднее нарисовать на вытянутом вверх листе или в квадратном формате.

Сделайте зарисовки фигуры на разных по размеру и формату листах различными материалами.


ДЛЯ ВАШЕЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

«Композиция — это такое разумное основание живописания, благодаря которому части видимых вещей складываются вместе в картину». Альберти

«Главное для меня композиция. Тут есть какой-то твердый, неумолимый закон, который можно только чутьем угадать, но который до того непреложен, что каждый прибавленный или убавленный вершок холста или лишняя поставленная точка разом меняют всю композицию». Суриков


ДЕКОРАТИВНО-ОФОРМИТЕЛ ЬСКИЕ РАБОТЫ

Многие из вас не замыкаются в стенах своей мастерской, своего рабочего уголка и активно участвуют в оформлении предприятия, клуба, выпускают стенгазеты, пишут лозунги и плакаты. Если эта важная общественная работа ведется творчески и со вкусом, то она имеет большое значение, в частности, и в воспитании эстетического вкуса трудящихся, и развивает ваши способности в композиции, в декоративном решении цвета и формы, помогает шире определить склонности к разным видам искусства.

В декоративных работах есть свои конкретные задачи, отличные от станковых этюдов и рисунков, но есть и общие. Это — композиционное решение, достижение целостности и единства всех элементов изображения на плоскости. Поэтому мы даем задания по оформлению простого плаката.

Работу над шрифтовым плакатом или лозунгом тоже надо начинать с поисков решения композиции: найти нужный формат листа, задумать общее расположение строк текста, определить их характер. Известен ряд приемов композиции шрифтовых работ. Мы же разберем здесь только два: симметричный и динамичный. В первом приеме находят посредине листа общую вертикаль и с ней совмещают середину каждой строки.

Чтобы работы вести «от общего», а не путаться в деталях сразу же намечаемых буквиц, советуем вырезать плашки, то есть прямоугольнички из черной или цветной бумаги. Ширина и длина этих полосок выбирается в соответствии с размерами каждой строки, а если работа ведется красками, то и цветом шрифта. Передвигая эти плашки, находят общую композицию шрифта в листе. И здесь нет предела фантазии и воображению художника! Общая компоновка плаката, объявления, лозунга не должна быть шаблонной, стандартной. Хорошо, когда она привлекает внимание оригинальностью и соответствует по своей форме и характеру, смыслу, содержанию текста.

Один из начинающих художников придумал композицию объявления о вечере призывников, будущих воинов Советской Армии, в виде красной звезды на золотисто-охристом фоне. Для текста он взял красновато-кирпичный тон и вписал его в абрис звезды. Важные по смыслу слова и дату вечера выделил, дав их крупнее и более сочным тоном. Другой оформитель написал расписание занятий химического кружка так, что строки образовали фигуру, похожую на колбу.

Еще больший простор воображению дает динамический прием композиции. Здесь ось симметрии не проводится, а плашки строк компонуются «лесенкой» или по диагонали, иногда и «по складам» слов, если текст короткий, но боевитый, призывный. Вспомните, как у Маяковского складывались строки и ритмы боевых маршей:

Дисциплинированней
                                   стань у стинка.
Дом,
       труд,
                хлеб
                        нив
о-
   бо-
        ро-
             ни!

Ритмическая композиция строк усиливает ударную призывность лозунгов, как бы отражая маршевую поступь отрядов.

Работая над плакатом, старайтесь проще и выразительнее решить его основную композицию в плашках (обязательно покажите разные варианты эскизов опытному художнику). Получив одобрение общего построения композиции шрифтового плаката, вы яснее представите себе и характер начертания буквы, выберете выразительный шрифт.

Здесь не место вычурным буквицам с завитками, «тенями» и прочими украшениями в стиле купеческих вывесок. Чем проще шрифт, чем лаконичнее выбор красок, тем доходчивее текст, красивее его оформление. В будущем, когда вы обогатитесь знаниями, сможете усложнять цветовую и декоративную нагрузку шрифта, основываясь на развитом художественном вкусе, обострившемся чувстве декоративности.

А пока поупражняйтесь в написании букв того вида шрифта, который предполагаете выбрать для работы.

Советуем для начала, если вы вообще не работали со шрифтами, поупражняться в рисовании брускового шрифта. Обратите внимание, что среди букв алфавита есть «открытые» и «закрытые» по своему начертанию буквы. Например, буквы «С», «Р» открыты вправо, а буква «Э» влево, тогда как буквы «Ш», «П», «Ж» очень насыщены по тону и уплотнены штрихами.

Если в слове много «открытых» букв и такие еще, как «А» или «Л», то между ними может появиться разрыв, «воздух», как говорят оформители. Так, в слове «книга» мы видим уплотнение штрихов на месте букв «н» и «и» и разрыв между буквами «г» и «а». Единства тона в плашке этого слова не получится, если не изменить разбивку букв в строке. Надо увеличить расстояние между «плотными», «закрытыми» буквами и уменьшить между буквами «г» и «а». Этим будет достигнута целостность начертания слова, и оно не будет читаться «по складам».

Упражнения по разбивке букв в словах, как и по общей компоновке плакатов, лучше всего делать с помощью передвигающихся вырезанных из бумаги букв. А вообще, чаще делайте шрифтовые работы в технике аппликации.

Итак, вам надо выполнить эскиз шрифтового плаката (в плашках) и показать его своему педагогу.

Затем сделайте упражнения, которые развивают понимание целостности и образности начертания слов.

Разбейте буквы в словах типа «книга», «штанга» (несколько вариантов).

Подумайте, как изменить начертания шрифта, чтобы он выразил образный смысл слов: «камень», «паутина», «тревога», «Стоп!»



К. Моне. Руанский собор в полдень.
1894. Х., масло. ГМИИ        К. Моне. Руанский собор вечером.
1894. Х., масло. ГМИИ

А. Никич. В мастерской. 1968.
Б., кар.



И. Обросов. Натюрморт с хлебом.
1969. Б., кар., тушь


  
  Контакты
  © 2001-2004 VanGogh.ru


Donations: